B-1B Lancer — Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

Стратегический бомбардировщик B-1B Lancer

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

На сегодняшний день США располагают тремя основными типами тяжелых бомбардировщиков. Один из них – это заслуженный ветеран B-52, летавший еще в 50-е годы «сверстник» советского Ту-95. Второй – весьма необычный и супердорогой B-2, созданный в рамках программы Stealth. Третий бомбардировщик очень напоминает Ту-160, но на самом деле это совершенно другая машина – Rockwell B-1B Lancer. От своего советского «близнеца» американский самолет отличается не только по тактико-техническим характеристикам, но и по своей концепции.

История разработки стратегического бомбардировщика B-1B Lancer

60-е годы прошлого века были довольно необычным временем в истории американской военной авиации. До этого ее развитие было последовательным, но произошла своего рода заминка, последствия которой ощущаются и сегодня. Дело в том, что еще в 50-е годы появились первые зенитно-ракетные комплексы, которые, как опасались американские военные теоретики, могли уничтожать даже самые скоростные и высотные самолеты.

Эти опасения вскоре начали подтверждаться: 1 мая 1960 года над СССР был сбит считавшийся ранее неуязвимым самолет-разведчик U-2. Это событие, видимо, стало одной из причин отказа США от дальнейшей разработки сверхзвукового высотного бомбардировщика XB-70 «Валькирия». Несколько таких машин были построены, но они остались экспериментальными, в то время как американские ВВС приняли решение о кардинальной смене концепции – теперь им требовался самолет, способный преодолевать ПВО за счет сверхмалой высоты полёта.

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

В итоге B-52, который предполагалось заменить еще в 60-е, благополучно «дожил» до сегодняшнего дня. Непосредственная же история B-1B Lancer началась 7 июня 1970 года, когда компания North American Rockwell одержала победу в конкурсе на создание принципиально нового бомбардировщика, который предполагалось принять на вооружение к концу наступившего десятилетия.

С самого начала разработка самолета была «проблемной». Конструкторы поначалу предполагали сделать значительную часть машины из титана, но в итоге «основным» металлом стал гораздо более дешевый алюминий. В результате пришлось отказаться от сверхзвуковых полетов на малой высоте – максимальная скорость в этом режиме доходила лишь до 0,95 Маха.

23 декабря прототип B-1 впервые поднялся в воздух. Затем были построены еще три экспериментальных образца, каждому из которых отводилась особая роль в обширной программе испытаний. Работы шли, казалось бы, вполне успешно, однако, в 1977 финансирование проекта остановили. Соответствующее решение принял президент США Картер, которого возмутила непомерно высокая цена самолета (70 млн долларов).

Лишь через пять лет государственное финансирование было возобновлено. В соответствии с новыми планами военного командования США, B-1B Lancer предполагалось использовать для поиска и уничтожения советских боевых железнодорожных ракетных комплексов. Имелась у этого проекта и еще одна, «теневая» цель: он должен был стать информационным прикрытием работ по созданию мегасекретного B-2, который, кстати, тоже предназначался для охоты на БЖРК.

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

К слову, все прототипы 70-х годов были высотными самолетами, способными совершать полет на скорости 2М. Эта модификация впоследствии получила обозначение Rockwell B-1A. Переход к низковысотному варианту потребовал существенной переделки машины. Испытания первых серийных образцов B-1B начались в марте 1984 года. В следующем году они официально завершились, но отработка применения оружия заняла еще несколько лет, завершившись лишь в 1991 году.

По иронии судьбы как раз в этот момент предполагаемые цели бомбардировщика исчезли сами собой – БЖРК прекратили свои поездки, а вскоре распался и Советский Союз. Впрочем, бомбардировщик B-1B еще не был полностью «доведенной» машиной. Значительная часть этих самолетов не получила бортовую систему радиоэлектронной борьбы, а многие элементы оборудования не обладали требуемыми характеристиками. На протяжении следующего десятилетия проводилась активная доработка бомбардировщика, по итогам которой он был признан годным к использованию в реальных боевых операциях.

Следует отметить, что выполнить все требования технического задания так и не удалось. Несмотря на то, что во время войны в Ираке этот самолет стал настоящей «рабочей лошадкой» (на B-1B пришлось до 40% всей бомбовой нагрузки, сброшенной на позиции противника), его всё же трудно признать полностью удачным. Прорывать сильную систему ПВО ему так и не пришлось: все ЗРК подавлялись заранее ударами крылатых ракет.

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

Описание конструкции

Бомбардировщик B-1B Lancer создавался с учетом целого ряда довольно противоречивых требований. Вот лишь некоторые из тех свойств, которыми он должен был обладать:

  1. Сверхзвуковая скорость;
  2. Большая дальность полета;
  3. Способность летать с огибанием рельефа местности;
  4. Приемлемые взлетно-посадочные характеристики;
  5. Пониженная радиолокационная заметность.

Все эти требования так или иначе повлияли как на внешний вид самолета, так и на его конструкцию, которая в итоге стала в некоторой степени «компромиссной».

Фюзеляж

Основными несущими элементами корпуса самолета являются лонжероны и шпангоуты, однако, часть нагрузки приходится и на внешнюю оболочку. Большинство этих деталей изготовлено из сплавов на основе алюминия. Пять основных секций, образующих фюзеляж самолета, разделяются между собой перегородками, сделанными из титанового сплава, как и часть обшивки хвостового оперения, а также некоторые фрагменты гондол силовой установки.

Кроме того, применены композитные материалы. В частности, из них сделана передняя часть воздухозаборников, створки бомбоотсеков и обшивка центроплана.

Крыло

Основной особенностью крыла бомбардировщика Б-1Б «Лансер» является его переменная стреловидность. Во время полета на сверхзвуковой скорости этот параметр составляет 65, на крейсерской – 25, а при полете на малой высоте – от 50 до 55 градусов. Складывание и раздвигание крыла выполняется при помощи гидравлических моторов. Подвижные консоли оборудованы интерцепторами, с помощью которых происходит управление креном. Кроме того, на крыле имеются закрылки и предкрылки.

Кабина экипажа

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

Самолетом управляют четыре человека: командир, второй пилот и два оператора, один из которых управляет оборонительными системами, а второй – наступательным вооружением. Для размещения экипажа имеется две кабины. Летчики находятся в передней, причем командир занимает левое кресло.

Управление осуществляется при помощи ручек, приблизительно таких же, какие устанавливаются на истребителях. Поскольку самолеты построены в 80-е годы, их приборная доска выполнена в стиле, характерном для тех лет, поэтому сегодня выглядит заметно устаревшей.

На борту есть небольшая кухня и туалет. Кресла катапультируемые, что отличает B-1B от B-1A, кабина которого являлась одновременно спасательной капсулой с одной на всех парашютной системой.

Силовая установка

Бомбардировщик комплектуется двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой. Это F-101-GE-102, разработанные компанией General Electric. На форсаже тяга каждого из них составляет 13 960 кгс, а в режиме полета на крейсерской скорости – 6 800 кгс. Конструкция воздухозаборников обеспечивает полное экранирование турбин, что способствует снижению радиолокационной заметности самолета.

Кроме того, на борту установлены две вспомогательные силовые установки, своеобразные «стартеры» для основных двигателей. Они могут быть использованы также для снабжения систем самолета электроэнергией в аварийных ситуациях.

Топливная система

Самолет оборудован восемью «штатными» баками для горючего, которые находятся внутри фюзеляжа и в крыле. Их общая вместимость составляет 112 635 литров.

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

Еще 33 тысячи литров топлива можно взять на борт при установке трех дополнительных баков, по одному в каждом из бомбоотсеков.

Самолеты могут комплектоваться подвесными сбрасываемыми емкостями для горючего, однако, на практике этого не делается из-за ограничений, зафиксированных в договоре ОСВ-2.

На правой мотогондоле бомбардировщика имеются две горловины, которые используются для «наземной» заправки баков. Кроме того, самолет оборудован приемником телескопической штанги, находящимся непосредственно перед носовым остеклением кабины. С помощью этого устройства может осуществляться дозаправка в воздухе.

Целевое оборудование

B-1 Lancer является носителем первого в США серийного пассивного радара с фазированной антенной решеткой, приспособленного для использования на самолете. Прибор был разработан компанией Westinghouse и обозначается как AN/APQ-164. С помощью этого устройства осуществляется картографирование, обнаружение и сопровождение целей, в том числе мобильных, а также взаимодействие с наземными радиомаяками и измерение высоты полета. Радар, кроме того, используется системой автоматического огибания рельефа местности.

AN/APQ-164 является главным элементом комплекса наступательного целевого оборудования, однако, на борту устанавливаются и оборонительные электронные устройства. Главное из них – это AN/ALQ-161 — система, предназначенная для постановки помех. Она способна обнаружить радары, облучающие самолет, определить их точные координаты, и при необходимости обеспечить подавление сигналов.

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

Имеются и устройства для постановки пассивных помех – тепловых ловушек и дипольных отражателей.

Окраска

Все сохранившиеся самолеты B-1B – серые. Но такая единообразная окраска была установлена для бомбардировщика лишь в конце 90-х годов. Первоначально на верхнюю поверхность крыла и основную часть фюзеляжа наносились «камуфляжные» пятна – зеленые и серые. «Брюхо» однотонное, светло-серое.

«Проектная» окраска называлась Killer Whale и должна была уменьшать воздействие светового излучения ядерного взрыва. На практике эта схема никогда не применялась.

Маркировка

Многим бомбардировщикам B-1B были присвоены уникальные имена, наносившиеся на фюзеляж самолета. Кроме того, на обшивке порой можно увидеть так называемые Nose Art – «носовые» картинки. Но всё это – «самодеятельность»: штатная маркировка находится на киле и представляет собой цветные полосы, при помощи которых обозначается принадлежность машины к определенной эскадрилье.

Эмблема этого же подразделения может размещаться на левом борту самолета. На киле бомбардировщика можно увидеть часть цифр его заводского серийного номера и логотип Боевого авиационного командования США.

Вооружение бомбардировщика

Самолет B-1B способен брать на борт до 34 тонн боевой нагрузки, которая может состоять из свободнопадающих, корректируемых и планирующих авиабомб, аэробаллистических и крылатых ракет, а также морских мин. Всё это вооружение размещается в трех отсеках, причем передний и средний фактически объединены — их разделяет переставляемая перегородка.

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

Перечень авиационных средств поражения, которые могут применяться бомбардировщиком B-1B, выглядит следующим образом:

  1. Крылатая ракета AGM-158 JASSM. Весит около тонны, способна поражать цели на расстоянии до 980 километров с круговым вероятным отклонением в 3 метра. Масса боевой части – примерно 450 кг. На самолет можно установить до 24 таких ракет;
  2. Свободнопадающие бомбы – 900-кг Mk.84 (до 24 единиц), 227 кг Mk.82 (до 84), термоядерная B61 (до 24);
  3. Морские мины Mk.36 – до 24 единиц. Представляют собой переделанные бомбы Mk.82;
  4. Кластерные боеприпасы CBU-87 или CBU-103 (или их субмодификации) – до 30 штук.

Допускается использование авиабомб Mk.84 и Mk.82, модернизированных при помощи комплекта JDAM. Поскольку Б1 создавался как бомбардировщик для нанесения ударов по территории СССР, первоначально в состав вооружения входили аэробаллистические ракеты SRAM с ядерной боевой частью.

Тактико-технические характеристики

Эксплуатационные параметры самолета выглядят следующим образом:

Взлетный вес (максимальный) 216,365 тонны
Вес самолета без топлива и вооружения 87,457 тонны
Максимальная скорость в стратосфере 1,25М (1 328 км/ч)
Максимальная скорость у земли 0,92М (1 160 км/ч)
Боевой радиус 5 950 км
Высота самолета 10,24 м
Длина 44,81 м
Размах крыла 23,84 м в сложенном состоянии и 41,67 – в раскрытом
Практический потолок 18 290 м

Следует иметь в виду, что указанное значение боевого радиуса достигается только в режиме крейсерского полета на средней высоте. Кроме того, при использовании подвесных баков взлётный вес оказывается больше «табличного».

Достоинства и недостатки

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

Среди наиболее очевидных плюсов самолета B-1B можно назвать:

  1. Внушительное количество вооружения на борту. Самолет способен нести до 24-х высокоточных крылатых ракет;
  2. Бортовое оборудование позволяет наносить одновременные удары по наземным целям разными типами боеприпасов. Это сокращает количество вылетов и время пребывания в потенциально опасной зоне;
  3. Самолет обладает сравнительно небольшой отражающей поверхностью;
  4. B-1B хорошо управляется в полете, напоминая скорее истребитель, чем бомбардировщик.

Наиболее серьёзным недостатком «Лансера» является то, что его реальные характеристики полностью не соответствуют техническому заданию. Этот бомбардировщик не способен прорывать сильную противовоздушную оборону. Бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы не обладает требуемыми характеристиками.

Более того, если бы даже это оборудование и удалось «довести до ума», оно в лучшем случае могло бы помешать зенитным ракетам 60-70-х годов выпуска.

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

Имеются и другие недостатки:

  1. Реальный боевой радиус в несколько раз меньше заявленного. Из-за ряда эксплуатационных ограничений, в режиме маловысотного полета B-1B берет на борт лишь 36 тонн топлива, и в результате поражает цели, удаленные не более, чем на 1 125 км. Такие параметры соответствуют возможностям фронтового бомбардировщика, но никак не стратегического;
  2. Низкая надежность и связанные с ней трудности обслуживания. Нередко для починки неисправного «Лансера» техникам приходилось прибегать к «каннибализму», то есть снимать запчасти с других B-1B;
  3. Недостаточный запас прочности многих элементов конструкции. В ходе эксплуатации усталостные трещины появлялись на крыльевых лонжеронах, узлах крепления шасси и даже в остеклении кабины;
  4. Слишком плотная внутренняя компоновка, затрудняющая техническое обслуживание самолета и подвешивание бомб.

Долгое время командованию ВВС США не удавалось обеспечить необходимый уровень боеготовности имеющегося парка самолетов B-1B, определенные проблемы с этим сохраняются и сейчас.

Модернизации B-1B Lancer

В 2020 году в строю оставался 61 бомбардировщик. Средний возраст этих самолетов превышает 25 лет.

B-1B Lancer - Американский Стратегический Бомбардировщик, История Разработки и Применение, Особенности Конструкции и Модернизация, Характеристики и Вооружение, Достоинства и Недостатки

За минувшие годы B-1B Lancer неоднократно подвергались модернизациям:

  1. 1993-1995 г.г. – замена программного обеспечения бортового комплекса электроники, первая попытка «доводки» станции AN/ALQ-161. Доработанные самолеты получили обозначение B-1B block B;
  2. 1995-1997 г.г. Основное направление работ – адаптация прицельных систем для применения кластерных боеприпасов CBU. Модернизированные бомбардировщики обозначаются как B-1B block C;
  3. 1995-2003 г.г. Еще одна попытка усовершенствования системы защиты от ПВО — самолет стал способен к запуску ложной цели на специальном буксире. Кроме того, бомбардировщик, получивший обозначение B-1B block D, может применять корректируемые авиабомбы GBU-31;
  4. 2003-2005 г.г. – в состав вооружения вошли крылатые ракеты AGM-158, добавлена опция одновременного использования разных типов боеприпасов. Самолеты получили обозначение B-1B block E;
  5. 1997-2008 г.г. – очередная попытка усовершенствовать бортовой комплекс РЭБ и систему предупреждения о нападении. Модернизация обозначена как B-1B block F.

Более серьезным обновлением бомбардировщика может стать вариант B-1R («региональный»). Предполагается, что на этом самолете будут установлены новые двигатели, которые позволят довести скорость до 2,2 М. Кроме того, в комплект вооружения войдут ракеты «воздух-воздух», которые позволят превратить машину в тяжелый дальний истребитель.