Грузовик ЗиЛ-133, Технические Характеристики, Обзор Модификаций Автокран, Тягач, Бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, Редуктор, Мосты, Двигатель и Рама

Грузовик ЗиЛ-133 с удлинённой базой

ЗиЛ-133 — популярный грузовой транспорт, выпускаемый в Советском Союзе и России. Серийный выпуск длился более 20 лет. Основное предназначение — сельскохозяйственная деятельность. Для перевозки грузов по пересеченной местности введена трёхосная конструкция.

Грузовик ЗиЛ-133, Технические Характеристики, Обзор Модификаций Автокран, Тягач, Бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, Редуктор, Мосты, Двигатель и Рама

Общая информация

Первоначальная разработка транспорта имела статус опытного образца, поэтому серийное производство наладить не получилось. В первой половине 80-х годов прошлого столетия выпущена небольшая серия грузовиков. В последующие годы версия модернизировалась, адаптировалась под суровые условия российского бездорожья. В конечном итоге, транспорт получил удлинённую базу и кузов, усилия направили на освоения рынка специализированного транспорта.

Самой популярной модификацией стал автокран ЗиЛ-133. На шасси установили автокран КС-3575А. Грузоподъёмность техники составляла 10 тысяч килограмм. После выпуска первых экземпляров от потребителей поступили положительные отзывы, машина стала пользоваться широким спросом в народном хозяйстве. Автомобили, находящиеся в рабочем состоянии, несут службу на различных строительных объектах в наши дни. В зависимости от надстройки, длина стрелы может быть от 14,5 до 17 метров.

Грузовик ЗиЛ-133, Технические Характеристики, Обзор Модификаций Автокран, Тягач, Бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, Редуктор, Мосты, Двигатель и Рама

Тягач относится к классу бортовых грузовиков. В основу кузова легла деревянная платформа, прочность ей придаёт металлический каркас. Боковые и задний борта открываются для удобной погрузки. Устанавливаемый на металлическое основание тент, позволяет перевозить пассажиров в ненастную погоду.

Основная характеристика — мощное авто с хорошей управляемостью, позволяющее довозить грузы и пассажиров в труднодоступные регионы страны. Основное преимущество — возможность установки специализированного оборудования. В версиях последних лет выпуска боковые борта состоят из трёх частей, каждая из которых открывается отдельно. В годы выпуска потребители могли заказывать грузовик с установленной платформой или без неё.

Грузовик ЗиЛ-133, Технические Характеристики, Обзор Модификаций Автокран, Тягач, Бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, Редуктор, Мосты, Двигатель и Рама

Технические характеристики

Большую популярность тягачу обеспечили высокие ТТХ. Снаряжённый вес составляет 8,6 тонн, а грузоподъёмность достигает десяти тонн. Возможна транспортировка прицепа, вес которого не больше 11,5 тонн. Максимальная скорость ЗиЛ-133 — 85 км/ч при разгоне до 60 км/ч за пять секунд. Мощности хватает для подъёма в гору с углом наклона до 25 градусов.

Грузовик ЗиЛ-133, Технические Характеристики, Обзор Модификаций Автокран, Тягач, Бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, Редуктор, Мосты, Двигатель и Рама

Двигатель ЗиЛ-133 — КамАЗ-740.10. Он развивает приемлемую для такого класса мощность, а расход топлива относит его к категории экономного транспорта. Трансмиссия представлена стандартной конструкцией: сцепление и коробка передач. Восемью шпильками крепятся колёса дискового вида. В устройство передней подвески включены полуэллиптические рессоры, а в устройство задней — рессорно-балансирные. Основная тормозная система выполнена по барабанному типу. Основные детали рулевого механизма — поршень-рейка и шариковая гайка.

При правильном подходе к эксплуатационному обслуживанию автомобиль прослужит долгие годы, не требуя дорогостоящего ремонта. Достаточно вовремя менять мелкие детали по истечению срока их службы. Даже после завершения выпуска этой модели, в магазинах запчастей для спецтехники можно найти необходимые детали в отличном состоянии. Для удобства пользователей комплектующие разбиты по категориям, которые относятся к тому или иному элементу грузовика.

К новому поколению относят ЗиЛ-133 ГЯ бортовой. Несмотря на сложность конструкции и увеличенную массу, он легко преодолевает грунтовые дороги и бездорожье. Сложность передвижения возникает в весенний и зимний периоды, когда грунтовая дорога представляет собой «грязевую кашу» или полностью занесена снежным покровом. Температурные условия не ограничивают использование машины: она показывает стабильную работу при температуре от -40 до +40 градусов по Цельсию.

Конструкция рамы ЗиЛ-133 практичная — она сделана из двух лонжеронов, которые скреплены между собой поперечинами. Высокая прочность рамы достигнута благодаря первой, четвёртой и пятой поперечин. Каждая поперечина выполняет определённые функции:

  • Первая — носит на себе опору силовой установки, крыльев и облицовки радиатора;
  • Вторая — включает в себя кронштейн и одну из промежуточных опор карданной передачи;
  • Третья — носит на себе лонжероны рамы;
  • Четвёртая — обе части швеллерного сечения;
  • Пятая — предназначена для тягово-сцепного устройства.
  • Длина — 9 метров;
  • Ширина — 2,5 метра;
  • Высота — 2,395 метра;
  • Дорожный просвет — 25 сантиметров.

Размеры машины определяют хорошую манёвренность не только в сельской местности, но и в условиях плотного городского трафика.

Грузовик ЗиЛ-133, Технические Характеристики, Обзор Модификаций Автокран, Тягач, Бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, Редуктор, Мосты, Двигатель и Рама

Устройство задней подвески сделано по балансирному типу. Такое конструкционное решение оптимально подходит под использование в деревнях и сёлах. Первые экземпляры выпускались с трёхступенчатой раздаточной коробкой. Когда ЗиЛ-133 прошёл процедуру улучшения, общая конструкция была изменена для упрощения ремонта в полевых условиях, а раздатка получила пять передач.

Грузовик ЗиЛ-133, Технические Характеристики, Обзор Модификаций Автокран, Тягач, Бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, Редуктор, Мосты, Двигатель и Рама

В кабине тягача может поместиться три человека — водитель и два пассажира. Кабина разрабатывалась для обеспечения комфортных рабочих условий и хорошего обзора дороги водителю. Вентиляционная система представлена в виде нескольких люков, которые отвечают за подачу свежего воздуха. Крепления кабины сделаны из высокопрочного материала, но их изъян кроется в заводской сборке — они плохо затягивались. Лобовое стекло даёт хороший обзор дороги и обочин, боковые зеркала позволяют контролировать зону, недоступную для прямого взгляда шофёра.

При средней скорости в 60 км/ч расход топлива составляет 36 литров на 100 километров. В своё время грузовик с таким показателем относили к классу экономичного транспорта. Шестилитровый двигатель развивает до 150 лошадиных сил. Так как авто относится к классу тягачей, предусмотрена возможность крепления прицепа. Для расширения функциональных возможностей владелец может транспортировать прицепы многих видов.

Грузовик ЗиЛ-133, Технические Характеристики, Обзор Модификаций Автокран, Тягач, Бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, Редуктор, Мосты, Двигатель и Рама

Разновидности транспорта

На базе машины разработали не только ЗиЛ-133 кран, но и множество других модификаций:

  • Б — Шасси с укороченной базой. В массовое производство не вошёл;
  • В — седельный тягач, который производится мелкими сериями;
  • Г — модернизированная версия длиннобазовой 133-й модели, которая получила один топливный бак и два боковых борта;
  • Г1 — получила два топливных бака и три боковых борта;
  • Г2 — грузоподъёмность базовой версии увеличена с 8 до 10 тонн;
  • Д — самосвальное шасси с короткой базой;
  • Д1 — упрощённая по конструкции модификация Д;
  • 144Н — вариант для использования в сельском хозяйстве с односкатными арочными шинами;
  • Зил-133 ГЯ — бензиновый мотор адаптирован под использование дизельного горючего;
  • ВЯ — самосвальное шасси с укороченной базой, адаптированное под дизель;
  • Э133ВЯТ — силовой агрегат дополнен турбонаддувом;
  • Г40 — улучшенная версия ГЯ. Основное изменение — установлена кабина с комплекса 4331 и силовая установка ЗиЛ-6454;
  • Г42 — шасси под установку кранового оборудования с кабиной 4331 и мотором ЗиЛ-6454;
  • Д42 — самосвальное шасси с кабиной 4331 и двигателем ЗиЛ-645;
  • 13305А — седельный тягач с кабиной 4331 увеличенной длины и силовым агрегатом ЗиЛ-6454;
  • 133Г50 — улучшенная версия Г2, кабина заменена на 4331, а мотор на ЗиЛ-508 карбюраторного вида;
  • 133Д2 — самосвальное шасси, получившее кабину 4331 и двигатель карбюраторного типа ЗиЛ-508;
  • 451400 — установлен новый кузов НефАЗ;
  • 630900 — модернизированная модель Г40, которая получила новую силовую установку ЯМЗ-236А;
  • 640900 — седельный тягач с силовым агрегатом ЯМЗ-236А;
  • 6309Н0 — улучшенный вариант 630900, мотор оптимизирован под экологические стандарты Евро-2;
  • 6309Н2 — шасси для монтажа крана с двигателем Евро-2;
  • 45222 — самосвальное шасси с мотором Евро-2;
  • 630980 — улучшенная модификация 6309Н0 с кабиной ЗиЛ-433180, мотор адаптирован под экологические стандарты Евро-3.

Большое разнообразие видов тягача объясняется незначительными улучшениями дизайна и некоторых технических узлов. Большинство модификаций либо не дошли до серийного выпуска, либо выпущены маленькими партиями. Разработаны также машины специального назначения: пожарные цистерны и лестницы, бетоносмесители, фургоны, инкассаторский транспорт и многое другое.

Грузовик ЗиЛ-133, Технические Характеристики, Обзор Модификаций Автокран, Тягач, Бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, Редуктор, Мосты, Двигатель и Рама

Какой можно сделать вывод?

Автомобиль ЗиЛ-133 — надёжная машина, служащая своим владельцам годами. Люди, пользовавшиеся этим автомобилем и которые продолжают его эксплуатацию, отзываются о нём в хорошем тоне. Он редко ломается, легко обслуживается, расходует мало топлива. Основной недостаток — высокий уровень шума от двигателя и низкое качество отделочных материалов салона.