ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

Советский универсальный грузовик ЗиЛ-431410

ЗиЛ-431410 — советский грузовик, история которого началась в начале 50-х годов прошлого столетия. Использовался для оснащения армии, а также в гражданских целях. С его помощью доставляли людей и грузы различных категорий в отдалённые уголки страны.

ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

Общая информация

Руководство завода поставило перед конструкторами задачу: создать современный грузовик с увеличенной мощностью и повышенной проходимостью. Главный критерий — модернизация мотора. Количество вредных выхлопных газов, уровень шума и уменьшение расхода топлива — всё это удалось реализовать инженерам предприятия.

Модель лежит в основе 130-го семейства, именно на его базе разработали первую машину популярного в нашей стране транспорта. 431410 планировали на долгое производство. От старых разработок взяли преимущества и устранили недостатки. В конструкции грузовика присутствуют технические узлы, используемые в зарубежных авто грузового класса.

Основа кузова — платформа из дерева. Она оснащалась поперечными балками, сделанными из металла. Для удобства погрузки задний и боковые борта можно откидывать. В комплектацию автомобиля входил тент, устанавливаемый на металлический каркас. Также присутствовала конструкция для увеличения высоты бортов.

ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

На базе транспорта сделано несколько модификаций:

  • 431410 ХЛ — предназначался для северных районов СССР, температура воздуха в которых опускалась до -60 градусов по Цельсию;
  • 431416 — модификация для экспорта в другие страны с умеренными климатическими условиями;
  • 432417 — оснащалась экранированным электрооборудованием, поставлялась в государства с тропическим климатом;
  • 431417 — стандартная версия, используемая в условиях тропического климата;
  • 431710 — гибридная модификация, работающая на природном газе и бензине;
  • 431810 — работала на сжиженном природном газу.

В 1977 году завод запустил серийное производство ЗиЛ-130-76, который стал полноценным приемником начинающего устаревать в те годы ЗиЛ-431410. Через несколько лет выпустили модернизированный вариант с индексом «80», который серьёзно подорвал спрос на старый аналог.

ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

История создания

В 60-е годы машина стала настоящим прорывом. Она получила современный дизайн и мощную силовую установку, работающую на восьми цилиндрах. После старта серийного выпуска в армии ею заменили ЗиЛ-157, который к середине 20-го века успел морально устареть и не справлялся с возложенными на него обязанностями. Этот транспорт до 60-х годов выпускался Россией и США в рамках программы восстановления мощностей после Второй Мировой войны.

Первые разговоры о надобности создания нового продукта начались в 1950-х годах. Несмотря на экономический кризис в стране и проблемы с рабочей силой, разработкой первого опытного образца занялись сразу же. Быстрые темпы работ объяснялись наличием в арсенале конструкторов 128-й модели, которая к тому времени успешно прошла некоторые практические испытания. Взяв от неё некоторые технические решения, первый опытный образец 431410-й модели собрали в 1956 году.

Автомобиль получил 6-цилиндровый двигатель ЗиЛ. Первый вариант прошёл все необходимые испытания через три года. Машину характеризовали как качественную, способную выполнять сложные задачи. Серийный выпуск планировали начать в 1961 году, но по определённым причинам его отложили до 1967 года. В этот период авто получило 8-цилиндровый силовой агрегат.

После выпуска первой серийной партии конструкторы добавили ряд улучшений в оборудование грузовика. Производительность мотора повысили, благодаря чему улучшилась проходимость. Армия СССР заинтересовалась новым транспортом, в результате чего наладили установку армейских надстроек на шасси 431410. За всё время массового выпуска произведён один миллион экземпляров различных модификаций. В наше время производство остановлено, но некоторые машины продолжают работать в сельской местности.

ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

Устройство

Основой кузова стала деревянная платформа. Прочность увеличили установкой поперечных металлических балок. ЗиЛ-431410 бортовой комплектуется тентом для перевозки пассажиров в кузове при неблагоприятных погодных условиях. Все борта, кроме переднего, открываются наружу. Кабина рассчитана на водителя и двух пассажиров, силовой агрегат поместили в переднюю часть. Водительское сиденье регулируется в трёх позициях, что обеспечивает высокий комфорт рабочего места.

Кабина сделана из металла, оснащена отопительным оборудованием для использования в холодные периоды года. Лобовое стекло обеспечивает шофёру полный обзор дороги. Для очищения используют омыватели стекол и два дворника. Для пассажиров в кабине оборудован совмещённый диван без возможности регулировки. В потолок вмонтировано несколько вентиляционных отверстий. Для изготовления бортов использовали древесину, для увеличения прочности ввели металлическую оковку.

Модель может перевозить прицепы, для этого используется инновационное для середины 20-го века седельное устройство. Особенности механизма описаны в технической документации автомобиля. Топливный бак размещён с левой стороны. С правой стороны находится запасное колесо, установленное в специальный кронштейн. Перед платформой по обеим сторонам есть ящики для хранения инструментов.

ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

Технические характеристики ТТХ

Полные технические характеристики следующие:

  • Длина — 6 675 миллиметров;
  • Высота — 2 400 миллиметров;
  • Ширина — 1 800 миллиметров;
  • Грузоподъёмность — 6 тонн;
  • Снаряжённая масса — 4,175 тонн;
  • Вес — 10,4 тонн;
  • Вес прицепа — 8 тонн;
  • Максимальная скорость — 90 км/ч;
  • Максимальная скорость в составе автопоезда — 80 км/ч;
  • Разгон до 60 км/ч занимает 37 секунд;
  • Максимальный угол горки — 31%;
  • Максимальный угол горки в составе автопоезда — 16%;
  • Средний тормозной путь — 25 метров;
  • Средний тормозной путь в составе автопоезда — 26,5 метров;
  • Средний расход топлива — 25,8 литров;
  • Средний расход топлива в составе автопоезда — 33 литра.

Силовая установка оснащена восемью цилиндрами, сделана по карбюраторному типу. Развивает мощность до 150 лошадиных сил. Коробка передач имеет пять скоростей. Сцепление обладает одним диском. В конструкцию карданной передачи добавлена промежуточная опора. Конструкторы оставили возможность добавления ведущего моста.

Колёса, крепящиеся восемью шпильками, сделаны по дисковому типу. Стандартная модель шин — 260R508. Пользователь может заменить их на ВИ-244. Есть три независимых тормозных механизма и один резервный. Информационный щиток, который даёт информацию со всех приборов, создан с нуля. Машины партий последних лет оснащались экономайзером принудительного холостого хода.

Передняя подвеска размещена на двух полуэллиптических рессорах, дополнена амортизаторами. Конструкция задней подвески в корне отличается от передней подвески. Для её размещения в конструкцию ввели рессоры разных видов, которые поделены на две группы: основные и дополнительные.

ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

Тормозные механизмы представлены в двух видах: ножные с барабанами и с применением колодок. Для удержания грузовика на склоне используется стояночный тормоз, работающий на базе пневматического привода. Тормозная система дополнена пружинным энергоаккумулятором. Помимо трёх основных тормозов, присутствует запасной на случай поломки во время движения первостепенных механизмов. Вероятность замерзания конденсата сведена к нулю благодаря спиртовому предохранителю.

Для комфортного руления инженеры добавили гидроусилитель, благодаря чему повысили управляемость. Электрооборудование питается от работы генератора, а аккумулятор имеет напряжение в 12 Вольт. Для реализации коммутатора выбрали транзисторную схему.

Топливный бак вмещает 170 литров горючего. Для передвижения используется бензин марки А-76. Двигатель охлаждается с помощью тосола. Бочок смазки вмещает 8,5 литров вещества. Масло можно менять раз в год при постоянной эксплуатации в условиях комфортного климата — температура не должна опускаться ниже -30 градусов по Цельсию. Для таких климатических условий применяются масла специальных видов.

ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

Система смазки комбинированная. Вещество может подаваться разбрызгиванием или под давлением. В конструкции предусмотрено два фильтра: грубый и тонкий. Они находятся в одном корпусе. Очистительная система работает по типу центрифуги. Бензиновый насос имеет два клапана.

Вентиляционная система принудительная. Для отработки газов применяется выпускной трубопровод, размещённый в двигателе. Через него газы выбрасываются в атмосферу. Водяной насос занимается циркуляцией жидкости для охлаждения.

Для освещения дороги в тёмное время суток используются фары ФГ2-А2, которые оснащаются двухнитиевыми фонарями на 50 и 40 Вт. Один из них работает на ближнем свете, другой — на дальнем. Подфарники используют такие же лампы на 21 и 6 Вт. Они используются для работы габаритов и поворотников. Задние фары также оснащаются двумя фонарями. Для работы осветительных приборов прицепа используется розетка, находящаяся на задней раме ЗиЛ-431410.

ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

Версия КУНГ

Самой распространённой модификацией грузовика, которая используется для армейских целей, стала надстройка КУНГ. Каркас состоит из швеллеров и уголков разных размеров, который обшит металлическими листами повышенной прочности. Несмотря на внешне большие размеры, масса кузова не превышает 1000 килограмм.

Для сохранения тепла внутри кузова используется двухслойная обшивка стен — пенопластом и деревянной фанерой. Для комфортного передвижения используются вентиляционная система и приборы освещения. Отопительное оборудование поддерживает комнатную температуру в условиях низкой температуры воздуха «за бортом». Дополнительными элементами являются различные ботовые устройства.

КУНГ имеет инновационную систему фильтрации воздуха, которая работает по принципу забора воздуха повсеместно. Благодаря ней воздух в кузове абсолютно чистый и безвреден для пассажиров. Отопительное оборудование не зависит от работы других система машины. Оно работает за счёт сгорания топлива. Расход топлива с такой надстройкой составляет 40 литров на 100 километров.

ЗиЛ-431410, Устройство Грузового Автомобиля, Технические Характеристики ТТХ, Коробка Передач, Двигатель, и Подвеска Грузовика

Какой можно сделать вывод?

Грузовой ЗиЛ-431410 — автомобиль с надёжным мотором и подвеской. Разработчики оставили простор для творчества независимым механикам, которые собственными руками могут улучшать технические узлы авто. Благодаря этому в сельской местности появилось множество уникальных модификаций, выполняющих задачи разной направленности.

Автомобиль ЗиЛ-431410 стал популярным не только в СССР, но и в других странах по всему миру. Потребителей привлекал дизайн транспорта. При разработке некоторые стилевые особенности были заимствованы у Ford. Главными отличительными особенностями стали капот аллигаторного типа, большая решётка радиатора и обтекаемые крылья. Стандартный цвет — голубой, но по заказу военных сил кабину окрашивали в хаки.

Сегодня купить грузовой транспорт этого вида можно на вторичном рынке, так как производство прекращено более 15 лет назад. Рабочие модели, в среднем, имеют год выпуска от 93-94. Средняя стоимость таких грузовиков составляет 350-450 тысяч рублей. Экземпляры серий последних лет выпуска (99-00 гг.) обойдутся покупателю в 500-600 тысяч рублей. Средняя стоимость аренды по России составляет 700 рублей за час.