ЗиЛ-4502 — История Развития и Особенности Конструкции Грузовика ЗиЛ-4502

Промышленный укороченный грузовик ЗиЛ-4502

ЗиЛ-4502 — укороченная версия легендарного грузовика ЗиЛ-130, которая применяется в промышленной отрасли. Главное отличие продукта Мытищинского машиностроительного завода заключалось в наличие козырька на кузове. Некоторые технические узлы улучшили, автомобиль стал прочнее и комфортнее.

ЗиЛ-4502 - История Развития и Особенности Конструкции Грузовика ЗиЛ-4502

Общая информация о ЗиЛ-4502

Первые версии семейства имели множество недостатков. Правительству требовалась большая партия грузового транспорта для восстановления после войны. В 1956 доработанный вариант 130-й модели отправили в серийное производство. 130-е поколение получило множество наград на международной выставке.

На базе стандартной версии разработали много модификаций, включая ЗиЛ-4502. Наибольшее количество разновидностей выпустили в период с 1966 по 1977 года. Надстройки представляли собой краны, цистерны, фургоны, бортовые автомобили и многое другое. В условиях плотного городского трафика 4502 чувствует себя отлично, радиус разворота — 7 метров. Вес не превышает четырёх тонн, при этом грузоподъёмность составляет 3 тонны.

4502 не можете перевозить прицепы ввиду промышленного назначения. Упрощённое сцепное устройство позволяет доставать другой застрявший на бездорожье транспорт. В первые годы выпуска все экземпляры семейства привлекали к себе внимание: кабины гражданских грузовиков окрашивали в голубой или белый цвета. Дизайн соответствовал стилю того времени.

ЗиЛ-4502 - История Развития и Особенности Конструкции Грузовика ЗиЛ-4502

Устройство ЗиЛ-4502

Кузов

С помощью ЗиЛ-4502 можно перевозить грузы различной категории и группы людей. Для упрощения погрузки и загрузки откидывается задний борт. Внутри платформы вдоль бортов установлены откидные лавочки, на которых могут сидеть люди во время поездки. Вместимость кузова — 16 человек.

В базовую комплектацию транспорта входит тент с каркасом, на который он крепился. Для перевозки больших конструкций используются надставные борта, которые крепятся к основным, увеличивая их высоту. Габариты автомобиля ЗиЛ-ММЗ-4502:

  • Длина — 5,5 метров;
  • Ширина — 2,4 метра;
  • Высота — 2,5 метра;
  • Колёсная база — 3,3 метра;
  • Клиренс — 27 сантиметров.

ЗиЛ-4502 - История Развития и Особенности Конструкции Грузовика ЗиЛ-4502

Салон

В основу рулевого механизма входили винт со специальной гайкой шарообразной формы и поршень-рейка. Для уменьшения усилия на руль со стороны водителя в конструкцию добавили ГУР. Силовая установка располагалась под капотом перед трёхместной цельнометаллической кабиной.

Водителю обеспечили комфортные условия работы: его кресло регулировалось по длине, высоте и наклону спинки. Для сохранения приемлемой температуры в салоне зимой присутствовало отопительное оборудование. Дистанционная очистка лобового стекла осуществлялась с помощью пары «дворников» и омывателей. Приборная панель состоит из индикаторов, информирующих о состоянии различных систем грузовика. Шофёр имеет свободный доступ ко всем индикаторам.

Салон отделан материалами среднего качества. Конструкторы старались сделать себестоимость минимальной, чтобы выпускать большие партии для удовлетворения нужд государства. Звуко- и термоизоляция сделаны на высоком уровне. Звук мотора в салоне слышно минимально, тепло в зимний период не выходит из кабины. Крыша дополнена вентиляционными отсеками для поступления свежего воздуха летом.

ЗиЛ-4502 - История Развития и Особенности Конструкции Грузовика ЗиЛ-4502

Моторный отсек

На начальных этапах разработки инженеры использовали 5,2-литровую силовую установку, работающую вкупе с двухкамерным карбюратором. Шесть цилиндров располагались в V-образной форме. При 3,2 тысячах оборотах развивалась мощность в 135 лошадиных сил. Практические испытания первого опытного образца показали, что мощности не хватает для выполнения поставленных задач и стабильной работы.

Старую силовую установку усовершенствовали: объём увеличили до 6 литров, установили восемь цилиндров, форма расположения которых сохранилась. Новый силовой агрегат при 3,2 тысячах оборотах развивал до 150 лошадиных сил. При 1,6-1,8 тысячах оборотах достигался максимальный крутящий момент — 402 Нм.

Конструкция дополнена экономайзером и механическим насосом для ускорения. Механический насос включает в себя пневмо-регулятор числа оборотов коленчатого вала центробежного типа. За смазку запчастей двигателя отвечает комбинированная система (смазочное вещество поступает под давлением и разбрызгиванием). Смазка проходит процесс глубокого фильтрования (выполняется механизмом, состоящим из тонких стальных пластинок).

Топливный насос отвечает за принудительную подпитку силового агрегата. Он состоит из выпускного и двух впускных клапанов. Обдув картера осуществляется закрытым способом. Для очищения воздуха используется фильтр ВМ-16. При работе над ЗиЛ-4502 инженерам удалось сократить расход топлива до 28 литров на 100 километров. Бак вмещает 125 литров бензина АИ-76.

ЗиЛ-4502 - История Развития и Особенности Конструкции Грузовика ЗиЛ-4502

КПП и трансмиссия

Привод осуществляется на заднюю ось грузовика. Сцепление сухого типа состоит из одного диска. Механическая коробка передач с постоянной зацепкой шестерни скоростей (кроме первой и задней) имеет пять ступеней. Установлены два синхронизатора: на 2 и 3 и 4 и 5 скоростях. Карданный вал передаёт крутящий момент с КПП на задний мост. ЗиЛ-4502 самосвал — укороченная версия базовой 130-й модели, в её конструкции присутствует один вал без промежуточной опоры. Ведомый вал оснащён передним подшипником.

Ручка переключения передач получила резиновый чехол. Он защищает коробку передач от попадания жидкости во время преодоления водных препятствий и обильных дождей. Многие детали трансмиссии смазаны специальной пастой для дополнительной защиты. Для вентиляции трансмиссии присутствует специальная трубка. Для изготовления картера КПП использовали чугун, благодаря чему удалось увеличить запас рабочего ресурса.

Тормозная система

Все колёса транспорта оснащены барабанными тормозными механизмами. За их работу отвечает пневмосистема. Компрессор механического типа обеспечивает постоянное давление в резервуаре с запасом воздуха для тормозной системы. Компрессор работает за счёт шкива водяного насоса. Скорость работы двух цилиндров компрессора — 2 тысячи оборотов в минуту (220 литров в минуту).

Система охлаждения жидкостного вида. В устройстве имеются два баллона по 20 литров. Стояночный тормоз, используемый для удержания транспорта на спуске, блокирует карданный вал в активированном состоянии.

ЗиЛ-4502 - История Развития и Особенности Конструкции Грузовика ЗиЛ-4502

Электросхема

Электрические приборы работают под напряжением 12 Вольт. За питание отвечает аккумуляторная батарея на 90 АмЧ и генератор, выдающий 60 А. Бесконтактный регулятор напряжения PP350-A(3702) сделан по полупроводниковому типу.

ЗиЛ-4502 - История Развития и Особенности Конструкции Грузовика ЗиЛ-4502

Какой можно сделать вывод?

Производство ЗиЛ-4502 прекращено много лет назад, но экземпляры в рабочем состоянии несут службу до сих пор. Используются на строительных объектах и в сельском хозяйстве. К преимуществам машины относят:

  • Низкую стоимость грузовика;
  • Низкие требования к техническим жидкостям;
  • Компактные размеры. Позволяют без проблем передвигаться по городу даже в час пик;
  • Простое обслуживание, ремонт легко осуществляется в полевых условиях с помощью подручных средств;
  • Высокую распространённость деталей;
  • Большой дорожный просвет. Обеспечивает высокую проходимость;
  • Наличие в конструкции гидроусилителя руля.

Владельцы авто выделяют следующие недостатки:

  • Низкую максимальную скорость грузовика, не соответствующую современным требованиям;
  • Низкую грузоподъёмность;
  • Частые поломки из-за большого возраста;
  • Высокий расход бензина по современным меркам;
  • Отсутствие предпускового обогревателя. Усложняет запуск зимой.

Купить ЗиЛ-4502 можно на вторично рынке. Средняя стоимость грузовиков первых лет выпуска в приемлемом внешнем и техническом состояниях составляет 35-50 тысяч рублей. Транспорт последних лет выпуска в отличном состоянии может обойтись в 300-350 тысяч рублей.